Что такое батарейка «крона» и какие у неё характеристики


Батарея гальванических элементов «Крона» появилась довольно давно, но и по сей день она широко используется для питания большого количества носимой аппаратуры различного назначения. В этой статье мы узнаем, что «Крона» это батарейка, а не аккумулятор, а также познакомимся с ее современными аналогами и их характеристиками.

Что такое «Крона»?

Что такое «Крона», знает практически каждый. Это девятивольтовая батарейка относительно небольшой электрической емкости. Как она выглядит, тоже ни для кого не секрет – параллелепипед, на одном из торцов которого расположены две токоотводящие клеммы разной формы. Это различие позволяет подключить источник питания к прибору правильной полярностью. Клемма меньшего диаметра – плюсовой вывод, большего – минусовой. Кроме того, маркировка полярности нанесена и на корпусе. Размеры батареи:

  • высота (с учетом клемм), мм – 48.5;
  • ширина, мм – 26.5;
  • глубина, мм – 17.5.

Внешний вид батареи этого типа

В зависимости от технологии (см. ниже) батарея может иметь в своем составе от 3 до 7 гальванических элементов.

Устройство разных типов батарей, слева направо: солевая и щелочная из 6 элементов F22 по 1,5 В; щелочная из 6 элементов LR61 по 1,5 В;

Почему так называется?

Теперь о странном названии. В интернете распространено более чем странное мнение, что название пошло от кроны дерева. Дескать, контакты батареи напоминают макушку дерева, да и на корпусе некоторых якобы нарисована стилизованная макушка елки. Согласитесь, такое странное дерево с толстенным стволом и малюсенькой раздвоенной кроной может представить себе только заядлый курильщик.

Еще одно не менее нелепое мнение – батарея стала так называться за сходство с денежной единицей. Вот только не уточняется, с купюрой или монетой. Но и то и другое – ну прямо точная копия батарейки. Откуда появились такие трактовки, в принципе, понятно. Если открыть толковый словарь, то в нем можно найти только два определения:

  1. Верхняя часть дерева с листьями.
  2. Денежная единица.

Почему-то никто не удосужился узнать, что выпускало эту батарею советское предприятие «Крона», и такое название – просто бренд, взятый по имени производственного объединения. А что касается рисунка, то это не елка, а две молнии.

Согласитесь, это больше похоже на молнии, а не на макушку елки 

Изначально батарейка была солевой. Позже, с развитием соответствующих технологий появились и щелочные с вдвое большей электрической емкостью.

Другие возможные названия и маркировка

Одновременно с этим на том же предприятии начался выпуск батареек под брендом «Корунд», которые были только щелочными. Типоразмер и выходное напряжение у изделий обоих брендов одинаковые.

Батарея гальванических элементов «Корунд»

Важно! Сегодня настоящие «Кроны» не выпускаются, но их место заняли «Космос», «Спутник», «Наша сила» и др. Тех же типоразмера и выходного напряжения.

Современные солевые батарейки «Космос» и «Спутник»
Читайте также:  Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как её определить

Что касается зарубежных производителей, то выпуском батареек аналогичного размера занимается очень много предприятий, включая Energizer, GP, Duracell и др. Все они идут под разными торговыми названиями, но, отдавая дань самой первой батарейке этого типа, мы их называем «батарейки типа «Крона».

Зарубежные батарейки типа «Крона»

Сегодня, помимо классических солевых и щелочных «Крон», промышленность выпускает источники питания того же типоразмера и выходного напряжения, но изготовленные по другим технологиям:

  1. Литий-железодисульфидные, 6 элементов.
  2. Марганцево-литиевые, 3 элемента.
  3. Воздушно-цинковые, 7 элементов, перед использованием требуется разгерметизировать корпус — отломить тонкий пластмассовый «носик», который торчит между контактами.
  4. Литий-тионил-хлоридные.

Что касается маркировки, то их разновидностей не меньше, чем брендов самих батареек:

  • 1604, 6F22, 6R61 (солевые);
  • 1604A, 6LF22, 6LR61, MN1604, MX1604 (щелочные);
  • PP3, E-Block, 9V Brick Battery, AM6, 522, 6AM6, CR-9V, ER9V (литиевые).

Это батарейка или аккумулятор?

Если говорить о настоящей «Кроне», то, по сути, это батарея гальванических элементов, то есть неперезаряжаемая батарейка. Разрядилась и выбросил. Но сегодня существует огромное количество перезаряжаемых аккумуляторных батарей, которые имеют тот же размер, но могут немного отличаться выходным напряжением.

Никель-металлогидридный аккумулятор типа «Крона»
Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросПолезно! Солевая «Крона» единственная, пожалуй, батарейка, которую можно подзаряжать, хотя производитель и не рекомендует этого делать. Если делать это периодически, не дожидаясь полного разряда, то срок службы источника питания можно увеличить втрое.

Технические характеристики

Теперь поговорим об основных характеристиках батареек «Крона» и их современных аналогах. Прежде всего практически все источники питания этого типа имеют выходное напряжение 9 В. Исключение по вольтажу могут составлять аккумуляторы того же форм-фактора, но об этом чуть позже.

Рекомендуемый диапазон рабочих температур оригинальной «Кроны» составляет от 0 до +30˚С. А вот современная батарейка Lithium 6122 9V, разработанная немецкой компанией Varta, может работать при температурах от -40 до +60˚С.

По хранению: производители указывают для солевых батареек «Крона» срок хранения 3 года, для щелочных от 3 до 10 лет. По истечении этого (а нередко и меньшего) срока солевые батарейки просто текут, щелочные теряют заряд – саморазряжаются.

С габаритами источников тока этого типа мы определились выше – они составляют 48.5 х 26.5 х 17.5 мм (В/Ш/Г).

Ток и мощность

Нередко на форумах можно встретить вопрос: «Сколько ампер в Кроне 9v?». Если имеется в виду, какой максимальный ток она может выдать, то для солевых «Крон» ток короткого замыкания составит 250 мА, для щелочных примерно вдвое больший.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросВсе заявления типа 2, 3 и даже 10 А можно смело считать бредом, поскольку внутреннее сопротивление солевой батареи этого типа составляет 34, а щелочной – 15 Ом. Простейший подсчет по Закону Ома покажет, что даже при коротком замыкании такого тока и близко не будет.

А если говорить о рекомендуемом разрядном токе, то для солевых элементов максимальный допустимый  ток разряда составляет 15-20 мА, для щелочных его можно увеличить до 30-40 мА. Только в этом случае срок службы источника питания будет более менее приемлемым, а емкость заявленной. Конкретная же цифра срока службы будет зависеть, естественно, от величины разрядного тока. При емкости 120 мА-ч и разрядном токе 12 мА, к примеру, он составит 120 мА-ч / 12 мА = 10 часов.

Мощность. Мгновенная отдаваемая мощность «Кроны» опять-таки будет зависеть от отдаваемого тока. Если замкнуть солевую батарейку накоротко, то она составит примерно 9 В * 0.25 А = 2.25 Вт. Правда, такую мощность батарейка будет отдавать секунду-другую. Потом напряжение упадет и, соответственно, упадет мощность.

Важно! Стоит помнить, что после нескольких подобных экспериментов с коротким замыканием батарейку можно будет выбросить.

При рекомендуемом максимальном разрядном токе отдаваемая мощность составит 9 В * 0.02 А = 0.18 Вт или 180 мВт для солевых источников и 9 В * 0.04 А =  0.36 Вт или 360 мВт. А если говорить о количестве энергии, которую можно получить от «Кроны», то для солевых источников это значение будет составлять 1.35-2.25 Вт-ч, для щелочных – 4.5- 5.85 Вт-ч.

Читайте также:  Всё что следует знать про аккумулятор на Mitsubishi Lancer 9

Какая ёмкость

Стандартная электрическая емкость «Кроны» на 9 вольт в солевом исполнении – 150-250 мА, в щелочном – 500-650 мА (зависит от исполнения, производителя и качества материалов).

Об аккумуляторах Крона

Кроме одноразовых батарей гальванических элементов, существуют и аккумуляторы форм-фактора «Крона». Они выполняются по разным технологиям и имеют различные емкость и напряжение:

  1. Никель-кадмиевые:
    • типовая емкость – 120 мА-ч;
    • номинальное напряжение – 8.4 В.
  2. Никель-металлогидридные:
    • типовая емкость – 170—300 мА-ч;
    • номинальное напряжение – 8.4 В.
  3. Литий-ионные:
    • типовая емкость – 350—700 мА-ч;
    • номинальное напряжение – 7.4 В.
  4. Литий-железо-фосфатные:
    • типовая емкость – 320 мА-ч;
    • номинальное напряжение – 8.4 В.

Никель-металлогидридный аккумулятор типа «Крона» напряжением 8.4 В состоит из 7 элементов

Несмотря на то что выходное напряжение этих аккумуляторов отличается от стандартных 9 В, они вполне успешно заменяют обычные девятивольтовые батарейки в подавляющем большинстве приборов. Исключение может составлять лишь литий-ионная батарея, напряжение которой несколько маловато.

Интересно. Литий-ионный аккумулятор «Крона» имеет встроенный контроллер и схему балансировки элементов, поскольку такие аккумуляторы очень критичны к перезаряду и переразряду. Переразряд ведет к выходу их из строя, перезаряд может вызвать возгорание и взрыв всей батареи.

Эта батарея состоит из трех литий-ионных элементов и оснащена контроллером с системой балансировки

Отдельно хотелось бы отметить литий-полимерные аккумуляторы, состоящие из одного элемента, повышающего преобразователя 3.7/9 В и контроллера заряда/разряда с портом microUSB для зарядки.

Разобранный аккумулятор со встроенным преобразователем и контроллером

Преимущества такого решения очевидны:

  • напряжение на выходе батарейки стабильно и составляет 9 В независимо от степени разряда элемента;
  • заряжать такую конструкцию можно любым пятивольтовым адаптером или даже от ПК или ноутбука через порт USB.

Этот аккумулятор можно зарядить через microUSB

Некоторые аккумуляторы такой конструкции даже имеют индикатор степени разряда.

Нажав на встроенную кнопку, можно узнать, сколько энергии осталось в нашем аккумуляторе

Важно! Из недостатков такого решения можно отметить один основной: чувствительная аппаратура (радиоприемники, микрофоны, медицинское оборудование и пр.) Может отказаться работать с напряжением, полученным при помощи импульсного преобразования, или шуметь во время работы.

Как зарядить аккумулятор?

Чтобы аккумулятор проработал длительное время, его необходимо правильно заряжать. С батареями, оснащенными портом microUSB, все просто. Берем адаптер от того же смартфона или планшета и подключаем к нему аккумулятор при помощи стандартного кабеля USB/microUSB. Как только зарядка завершится, встроенный в батарейку контроллер остановит процесс, а индикатор (если он есть) покажет полный заряд.

Читайте также:  Какой аккумулятор выбрать для Toyota Land Cruiser 200

Зарядка аккумулятора с портом microUSB

Для аккумуляторов без преобразователя и порта понадобится специальное зарядное устройство, причем рассчитанное на зарядку батарей конкретного типа. К примеру, никель-кадмиевый аккумулятор нельзя заряжать прибором, предназначенным для зарядки литий-железо-фосфатных батареек, и наоборот. Оптимальный вариант – универсальное ЗУ, способное переключать режимы в зависимости от типа подключенной батареи. Правда, стоить оно будет намного дороже «узкопрофильного».

Такое универсальное ЗУ для любых типов аккумуляторов «Крона» стоит порядка 2 000 рублей

Как зарядить обычную батарейку-крону?

Ранее мы говорили о том, что солевые батарейки «Крона» имеют особенность – их можно подзаряжать. Как это сделать? К сожалению, промышленных зарядных устройств для таких батареек нет, поскольку производитель не рекомендует этого делать. Так что придется колхозить.

Схему и блок питания для зарядки можно выбрать любые с регулировкой тока, главное, чтобы они обеспечивали напряжение 10 В и ток не менее 50 мА. Для примера ниже приведена схема простого зарядного устройства для батареек «Крона».

Вариант простого зарядного устройства с регулировкой тока

В приведенной схеме можно использовать любые выпрямительные диоды, выдерживающие обратное напряжение не ниже 30 В и ток не менее 100 мА.

Зарядку производим следующим образом. Выставляем минимальный ток, подключаем батарейку: плюс к плюсу ЗУ, минус к минусу. Плавно увеличиваем ток до значения 1/15 от емкости батарейки. Если емкость неизвестна, ограничиваемся током 10-15 мА. В процессе зарядки постоянно контролируем температуру батарейки. Если она (батарейка) ощутимо нагреется, зарядку прекращаем, ждем полного остывания и повторяем процесс. Как только напряжение на клеммах «Кроны» поднимется до 9.5 В, зарядку можно считать завершенной.

Важно! Заряжать батарейку этого типа можно только до ее полной разрядки. То есть периодически понемногу подзаряжать, а не заряжать с нуля. Если «Крона» полностью разрядилась, зарядить ее уже не удастся.

Вот мы и познакомились с батарейкой, которая, будучи семидесятилетней легендой, популярна до сих пор. Теперь мы знаем, что она умеет, какой бывает, и даже сможем ее при необходимости подзарядить.


Оцените статью
Лучший сайт про ремонт, строительство и эксплуатацию бытовой техники