Важной частью автомобиля является аккумулятор. Без него не будут работать двигатель, электроника, осветительные приборы и некоторые другие узлы. Но он должен заряжаться. Рассмотрим, что делать, если пропала зарядка на газели.
Основные причины, почему может не быть зарядки
Существует несколько причин, почему возникают проблемы с зарядкой. Их можно разделить на несколько типов в зависимости от места, где они возникли:
- неисправность проводки (например, нарушение контактов, обрыв провода, перегорел предохранитель);
- поломка генератора (например, сгорел один из диодов диодного моста, замыкание или обрыв обмотки статора, износ подшипников);
- недостаточное натяжение или разрыв ремня;
- вышел из строя регулятор напряжения.
Более подробно эти проблемы и способы их устранения будут рассмотрены ниже.
Схема цепи заряда аккумулятора
На первые автомобили ГАЗ устанавливали карбюраторные двигатели ЗМЗ 402. Для его работы нужно было запитать катушку зажигания, прерыватель-распределитель зажигания (трамблер) и коммутатор. После на «Газели» стали устанавливать карбюраторный мотор ЗМЗ 406. Машины с ним комплектовались электронным блоком управления зажиганием. Позднее эти транспортные средства комплектовались инжекторными двигателями модели ЗМЗ 405.
Схема генератора на «Газель» с двигателем ЗМЗ 402
Рассмотрим электрическую схему подключения генератора на автомобили ГАЗ с мотором ЗМЗ 402.
Здесь при повороте ключа ток от положительной клеммы аккумулятора через контакт 15/1 замка зажигания поступает на щетку ротора, потом на обмотку и коллектор транзистора, находящегося в регуляторе напряжения. По второму проводу ток приходит на плюсовой разъем регулятора напряжения, который открывает транзистор. В результате электричество с щеток ротора через открытый транзистор попадает на землю, цепь замыкается, через обмотку ротора идет ток. Благодаря этому он намагничивается, и когда двигатель начинает вращаться, в обмотке генератора появляется ЭДС. Аккумулятор начинает заряжаться.
Схема генератора на автомобиль ГАЗ с двигателем ЗМЗ 406 и ЗМЗ 405
На «Газель» с моторами ЗМЗ 406 и ЗМЗ 405 устанавливались генераторы 9422.3701, изготовленные на КЗАТЭ, и 5102.3771, сделанные на ЭЛТРА, а также их аналоги. Электрические схемы обоих генераторов идентичные.
При повороте ключа контакты замка зажигания замыкаются, электричество от положительной клеммы аккумулятора через предохранитель 3, лампочку на приборной панели, поступает на точку D генератора. К данной точке подключены дополнительные диоды. Далее электричество поступает на регулятор напряжения и открывает установленный в нем транзистор. В результате ток свободно проходит через обмотки ротора, и возникает магнитное поле. Теперь при вращении двигателя генератор вырабатывает электрическую энергию. Часть энергии, вырабатываемой ЭДС, выпрямляется и поступает в обмотку ротора.
Лампочка приборной панели ограничивает ток, идущий от аккумулятора в цепь возбуждения, величиной 100 мА. Кроме этого, она должна зажигаться при запуске двигателя, что сигнализирует о готовности генератора. После этого она гаснет, это значит, что генератор начал вырабатывать электрическую энергию. Если лампочка горит при включенном двигателе, значит, генератор не вырабатывает ток.
Устраняем неисправности
Рассмотрим наиболее распространенные причины, почему нет зарядки АКБ автомобилей ГАЗ с моторами ЗМЗ 402, 405 и 406, а также расскажем, что можно сделать в каждом конкретном случае.
Проверка натяжения ремня
С течением времени ремень привода может растянуться, и он начнет проскальзывать. Чтобы проверить его натяжение, нужно приложить к середине его верхнего участка силу, равную 40 Н (4 кгс). При этом ремень должен прогнуться на 8-10 мм.
Чтобы отрегулировать натяжение ремня на автомобиле ГАЗ с двигателем 402, нужно:
- с помощью ключа ослабить крепление двух болтов, которыми генератор крепится к кронштейну;
- ослабить затяжку болта, крепящего регулировочную планку;
- используя гаечный ключ, ослабить крепление регулировочного болта;
- увеличить натяжение ремня, поворачивая генератор в сторону, противоположную той, где находится блок цилиндров мотора;
- затянуть регулировочный болт и проверить натяжение, если оно в пределах нормы затянуть все остальные болты.
На машинах с двигателем ЗМЗ-406 при нагрузке 80 Н (8 кгс) прогиб должен быть 15 мм. Чтобы добиться этого, требуется:
- при помощи гаечного ключа ослабляем крепление болта натяжного ролика;
- натягиваем ремень, поворачивая регулировочный болт по направлению движения часовой стрелки.
Внимание! При сильной затяжке нагрузка на подшипники увеличится, а срок их службы уменьшится. Кроме того, ремень может порваться.
Проблемы с проводкой
Иногда причиной, почему пропала зарядка, может стать плохой контакт. Наиболее частой причиной нарушения контактов является окисление клемм аккумулятора. Чтобы их почистить, нужно:
- отсоединить провода от АКБ;
- протереть аккумулятор;
- приготовить чистящую жидкость (30 г соды развести в 0,5 л воды);
- намочите в приготовленной жидкости зубную щетку и почистите клеммы;
- очистите контакты от чистящей жидкости и протрите их сухой тряпкой;
- подсоедините провода к аккумулятору.
Важно! Всегда сначала снимайте провода, подключенные к минусу АКБ.
Как проверить генератор
Не снимая генератор, можно проверить роторную обмотку на обрыв. Для этого снимаем щеточный узел, устанавливаем предел измерения омметра до 10 Ом и измеряем электрическое сопротивление ротора. Оно должно быть в пределах от 2,5 до 3 Ом.
Чтобы проверить генератор после снятия, выполняем следующие действия:
- подключаем минус аккумулятора к корпусу генератора;
- положительный вывод подключаем к щеткам ротора;
- подключаем один выход контрольной лампочки к минусовой клемме АКБ, а второй к силовому выходу генератора.
Теперь при вращении шкива генератора лампочка должна загораться.
Видео быстрой проверки генератора:
Читайте также
Почему генератор автомобиля не даёт зарядку на аккумулятор
Диагностика реле-регулятора
Для проверки реле-регулятора нужно запустить двигатель автомобиля и включить фары. Через 25 минут требуется измерить напряжение между клеммой «В+» (для моторов ЗМЗ 405 и 406) или 30 (для ЗМЗ 402) генератора и массой. Напряжение должно в диапазоне от 13,6 до 14,6 В. Если оно выходит за эти пределы, то регулятор не выполняет своих функций.
Еще один способ проверки снятого с автомобиля реле-регулятора вы можете увидеть в видеоролике: