Среди автолюбителей, уверен, мало найдется таких, кто никогда не сталкивался с проблемой запуска двигателя. Как правило, это часто случается в самое неподходящее время: завел машину, немного проехал, заглушил. И все. Стартер не может запустить двигатель.
В большинстве случаев проблема заключается в аккумуляторной батарее. Причем вполне возможно, что она уже полностью вышла из строя. Как правило, срок службы аккумулятора автомобиля зависит от различных причин, и одинаковые модели у разных владельцев могут прослужить разные сроки. У некоторых батарея ходит до 7 лет, а у некоторых не дотягивает и до 2 лет.
Разобраться в том, на сколько хватает автомобильного аккумулятора, как влияют условия эксплуатации АКБ на срок ее службы и можно ли его продлить, попробуем в этой статье.
Сколько лет прослужил ваш родной аккумуляторГод3.84%Два5.44%Три9.11%Четыре9.43%Пять и более72.14%Проголосовало: 9838
Средний срок службы аккумуляторов разных типов
Для начала нужно разобраться, сколько служит в среднем аккумулятор?
Согласно ГОСТ 959-2002, средний срок службы АКБ должен составлять:
- для АКБ обслуживаемого типа не менее 12 месяцев при пробеге не более 150 000 км или 24 месяца при пробеге 90 000 км или при наработке 3 000 моточасов;
- для АКБ необслуживаемого типа не менее 48 месяцев при пробеге не более 100 000 км или наработке 3 000 моточасов.
Такие различия в сроках службы обусловлены их конструктивными особенностями. В обслуживаемых моделях на заливных горловинах банок есть пробки. В таких батареях можно проверить уровень электролита, цвет и плотность, увидеть состояние пластин в банке, проверить кипение электролита при зарядке.
Но из-за отсутствия герметичности аккумуляторной батареи электролит способен испаряться, вследствие чего снижается его уровень в банках. При снижении уровня электролита возрастает его плотность. В свою очередь, увеличение плотности электролита оказывает отрицательное влияние на пластины и увеличивает скорость их сульфатации.
Также при испарении электролита на клеммах образуется налет белого цвета, который обладает электропроводностью и может приводить к значительному саморазряду аккумулятора.
Для таких аккумуляторных батарей важным условием является периодическая проверка уровня и плотности электролита. Несоблюдение этого правила может привести к уменьшению срока службы батареи.
У аккумуляторов необслуживаемого типа отсутствуют заливочные горловины, закрытые пробками. Вся батарея герметична, и электролит в них не выкипает, а конденсируется в специальных каналах и попадает обратно в банки. Поэтому уровень и плотность электролита не меняются.
Но в таких АКБ есть и слабое место клапан сброса давления при перезаряде. Он может сработать при сильном выделении газов при зарядке аккумулятора для защиты корпуса от повреждений. При этом часть электролита в виде пара выходит из аккумулятора. Возможность долить электролит в таких АКБ конструктивно не предусмотрена. Это значит, что после нескольких сильных перезарядов батарея может выйти из строя.
Для аккумуляторных батарей, изготовленных по технологии EFB, средний срок службы составляет от 6 до 7 лет. АКБ, произведенные по технологии AGM, могут прослужить до 10 лет.
Гелевые аккумуляторные батареи также имеют значительный срок эксплуатации до 10 лет. Но при неправильной эксплуатации этот срок может сильно уменьшиться: такие АКБ очень чувствительны к напряжению при заряде, плохо переносят короткие замыкания и работу в условиях низких температур из-за застывания электролита.
Сколько может храниться АКБ со дня выпуска без эксплуатации
Как правило, для обеспечения требуемых технических характеристик период времени, прошедший со дня производства до дня продажи, для АКБ с залитым в них электролитом и заряженных не должен превышать:
- для кальциевых батарей — 18 месяцев без подзарядки;
- для АКБ, выполненных с применением гибридной технологии, — 12 месяцев.
До 3-х лет могут храниться АКБ в сухозаряженном исполнении. После заливки электролита в них обязательна проверка уровня заряда.
На срок годности АКБ сильно влияют условия хранения:
- хранить АКБ нужно при температуре от 0 до 15°С в сухом помещении;
- при хранении нужно производить замеры напряжения разомкнутой цепи;
- при напряжении ниже 12,6 В АКБ покупать не рекомендуется.
Ресурс, заложенный в конструкцию аккумулятора автомобиля, заполненного электролитом, начинает расходоваться с момента выхода его с конвейера.
Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросВажно! При покупке нужно учитывать, что началом гарантийного срока будет считаться дата продажи. Не рекомендуется покупать АКБ, которая хранилась больше 12 месяцев или имеет повреждения упаковки.
Как понять, что батарея скоро выйдет из строя
Когда при эксплуатации аккумуляторной батареи возникают проблемы, которые могут выражаться в падении уровня напряжения при нагрузке, быстрой зарядке или, наоборот, быстром разряде АКБ, это прямо говорит о том, что ресурс аккумулятора уже исчерпан и он скоро выйдет из строя.
Если при запуске стартером двигателя напряжение АКБ падает ниже 8,5 В, это указывает на значительную потерю емкости. Дополнительным фактом, подтверждающим данное предположение, может быть значительное сокращение времени заряда.
В большинстве случаев причиной возникновения этих явлений служит сульфатация пластин АКБ или даже в некоторых случаях осыпание активной массы. При этом на пластинах образуется значительный слой сульфата свинца, который мешает протеканию через них электрического тока.
В данном случае лучше заменить батарею на новую, так как старая выйдет из строя через некоторое время. Существующие способы десульфатации при успешном проведении могут только отсрочить срок замены АКБ.
Читайте также
Как произвести десульфатацию пластин аккумулятора
Также снижение напряжения АКБ может говорить о наличии короткого замыкания между пластинами в одной из банок. Обычно напряжение заряженной батареи падает до 10 или 10,5 В, так как короткое замыкание в одной из банок не позволяет выдавать требуемые 2 В.
Обычно короткое замыкание происходит из-за осыпания активной массы пластин. Это может случиться из-за длительного срока эксплуатации, неправильной эксплуатации или механического воздействия на корпус АКБ (сильный удар). В последнем случае требуется замена батареи, в двух других случаях можно попытаться ее промыть, но это сможет отсрочить замену АКБ только на время.
Читайте также
Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Как продлить срок эксплуатации
Срок эксплуатации зависит как от качества самой аккумуляторной батареи, так и от условий ее эксплуатации. При несоблюдении условий эксплуатации даже самая качественная АКБ может быстро выйти из строя.
Что влияет на ресурс
На срок службы батареи влияет и технология изготовления, при которой в состав компонентов батареи добавляются различные присадки с целью его увеличения и улучшения различных характеристик. Строгое соблюдение технологического процесса производства гарантирует значительный ресурс АКБ.
При изготовлении аккумуляторной батареи может возникнуть производственный брак. Хотя число таких случаев у известных производителей составляет доли процента, но АКБ с браком всё же может попасть в продажу. Чаще всего это происходит с батареями в сухозаряженном исполнении. Как правило, брак выявляется сразу или в течение 8 месяцев эксплуатации.
Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросПри выборе АКБ, имеющих обслуживаемую и необслуживаемую конструкции, нужно выбирать необслуживаемую батарею. Конечно, при наличии опыта обращения с обслуживаемыми моделями она сможет долго прослужить. Но если нет опыта и нет желания постоянно проверять уровень и плотность электролита, лучшим будет выбор именно необслуживаемой модели.
Также при выборе АКБ оптимальным вариантом станет выбор модели от известного производителя. Гарантия на такие АКБ может доходить до 2-х или даже 3-х лет. Выбирая известную модель, можно быть уверенным в качестве компонентов, чего нельзя сказать о дешевых аналогах.
Но даже АКБ от известного производителя может быть быстро выведена из строя при неправильной эксплуатации. Одной из причин может стать быстрый саморазряд аккумулятора. При нормальных условиях он может составлять не более 0,5% в сутки, но если есть неисправность, он может значительно увеличиться и привести к полному разряду батареи.
Причиной быстрого разряда может быть неправильное подключение потребителей электроэнергии в бортовой сети автомобиля. При неправильном подключении, даже если зажигание выключено, заряд АКБ могут расходовать мультимедийная система, магнитола или другие потребители.
Еще одной из причин саморазряда может быть загрязнение корпуса АКБ. Наличие загрязнений между клеммами, особенно если грязь пропитана парами электролита, может привести к быстрому разряду АКБ.
Механические повреждения корпуса АКБ могут возникнуть по различным причинам: при ее падении, либо если после установки в автомобиль ее не закрепили, либо при дорожно-транспортном происшествии. При механическом повреждении электролит может вытечь из корпуса. Вследствие этого АКБ, даже если она была полностью заряженная, не сможет выдать требуемый ток для запуска двигателя.
При неисправности генератора автомобиля или регулятора напряжения аккумулятор может работать как в режиме постоянного недостаточного заряда, так и в режиме перезаряда. Работа в таких режимах вызывает быстрое разрушение пластин АКБ.
Так, работа в режиме постоянного неполного заряда может привести к осыпанию активной массы и накоплению ее на дне банок в виде шлама. Это снижает величину тока, выдаваемого батареей, и ее ресурс. Как правило, электролит меняет свой цвет на темный.
Работа в режиме перезаряда опасна тем, что вода, входящая в состав электролита, начинает разлагаться на составляющие водород и кислород. Атомарный кислород вступает во взаимодействие с положительными пластинами, значительно снижая механическую прочность и проводимость.
Заключение
На срок службы влияет как качество компонентов самой АКБ и технология ее производства, так и правильная эксплуатация. Ошибки, допускаемые при эксплуатации, неизбежно приведут к сокращению срока службы автомобильного аккумулятора.