Сколько служит батарея на Nissan Leaf и можно ли её заменить?


В последние годы частные автомобили с электроприводом набирают все большую популярность в России. В этой статье мы поговорим о батарее электромобиля Ниссан Лиф – узнаем, что она собой представляет, как долго служит и можно ли ее отремонтировать своими силами.

Устройство батареи Ниссан Лиф

Конструктивно источник питания представляет собой набор из 48 литиевых аккумуляторов (модулей), размещенных в металлическом разборном боксе.

Вскрытая АКБ Ниссан Лиф 

Каждый такой аккумулятор, в свою очередь, состоит из четырех ячеек, заключенных в общий неразборный корпус.

Конструкция АКБ Ниссан Лиф 

Напряжение каждого аккумулятора составляет 6,4-8,4 В (в зависимости от степени зарядки), и все они соединены последовательно. Таким образом, выдаваемое всей батареей напряжение составляет 6,4-8,4 х 48 = 320-410 В. Именно поэтому аккумуляторную батарею Ниссан Лиф называют высоковольтной.

Кроме аккумуляторов, в батарее имеется контроллер, следящий за состоянием элементов: их емкостью, напряжением, степенью зарядки, температурой и т. п. Полученные данные он передает основному модулю VCM (Vehicle control module – модуль управления транспортным средством), а тот уже на основании полученной информации принимает то или иное решение. Сама АКБ располагается под днищем автомобиля, занимая практически все место под салоном.

Расположение аккумулятора в Ниссан Лиф 

Технические характеристики

Изначально на Ниссан Лиф всех комплектаций производитель устанавливал АКБ емкостью 24 кВт. С 2015 года на автомобилях комплектации SL и SV устанавливается батарея емкостью 30 кВт/ч, а с 2017 года таким источником питания оснастили и электромобили комплектации S. Остальные характеристики аккумулятора Ниссан Лиф:

Параметр 24 кВт 30 кВт
Количество ячеек в модуле 4
Количество модулей в батарее 48
Максимальное напряжение, В 403
Номинальное напряжение, В 360
Электрическая емкость, кВт/ч 24 30
Вес, кг 275 294
Габариты, a/b/c/d, мм (см. фото ниже) 1188/1007/264/1547

Габаритный эскиз АКБ Ниссан Лиф

Сколько служит аккумулятор электромобиля

По заявлению управляющего директора Renault-Nissan Energy Services Франциско Карранса, «Электрокар Nissan Leaf при выпуске получает от производителя расчетный срок службы в 10 лет, а батарея 22 года» (цитата). То есть теоретически высоковольтная батарея Nissan Leaf сможет работать еще 12 лет после того, как автомобиль, грубо говоря, развалится. Но на практике все не так радужно.

Читайте также:  Как поменять батарейку в ключе Volkswagen Touareg NF и FL в домашних условиях

Во-первых, ресурс батареи существенно сокращается при неправильной эксплуатации автомобиля. Это может быть езда в сильную жару, агрессивная езда, длительная стоянка на сильном морозе, частое использование режима зарядки SuperCharge (см. следующий раздел), частая глубокая разрядка и хранение в полностью разряженном состоянии.

Во-вторых, для русского человека 10 лет – не срок. На дорогах полно автомобилей гораздо более преклонного возраста.

Ну и, в-третьих, емкость батареи Ниссан Лиф (как, впрочем, и любой другой) со временем падает, хотя она и остается работоспособной. Вот как зависит деградация аккумулятора этого электромобиля от пробега при правильной эксплуатации:

  • до 20 000 км – деградация почти не наблюдается;
  • до 50 000 км – емкость батареи уменьшается на 20-25%;
  • до 70 000 км – деградация замедляется, емкость составляет 70% от первоначальной;
  • после 80 000 км – последующая деградация наблюдается слабо, но запас хода сокращается: автомобиль проезжает на одной зарядке всего две трети заявленной дистанции.

Взяв за среднюю годовую величину пробег в 15 000 км, получается, что для Nissan Leaf замена батареи не требуется на протяжении 5-8 лет.

Полезно! Срок 5-8 лет некритичен, если аккумулятор не убили варварской эксплуатацией. Обычно батарея служит намного дольше, но пробег на одной зарядке, как было сказано выше, существенно сократится. Если для нас это некритично, то можно продолжать ездить, тем более что купить новый аккумулятор в России весьма проблематично, а брать б/у или на каком-нибудь «Алиэкспрессе» – шанс поменять шило на мыло, причем за немалые деньги.

Батарее 9 лет – что от нее можно ожидать?

Как быстрая зарядка влияет на срок службы

Литий-ионный аккумулятор, как и батарея любого другого типа, должна заряжаться током, определенным производителем. При превышении этого значения батарея быстро разрушается и выходит из строя. Литиевые источники питания, в принципе, допускают ускоренную зарядку повышенным током, но это не говорит о том, что такой режим им приятен или хотя бы безразличен.

Вообще, для любой аккумуляторной батареи независимо от типа действует закон: чем меньше ток зарядки, тем лучше. Устройство более качественно заряжается, меньше греется, не так быстро деградирует (теряет емкость со временем).

Читайте также:  Восстановление аккумулятора смартфона после глубокой разрядки

Читайте также

Как правильно заряжать li-ion аккумуляторы

Таким образом, хотя в электромобиле Ниссан Лиф и предусмотрена ускоренная зарядка (режим SuperCharge), злоупотреблять ею не следует. Сам производитель Ниссан Лиф рекомендует заряжать батарею в таком режиме по возможности реже.

Режимом зарядки SuperCharge лучше не злоупотреблять 

Можно ли отремонтировать или заменить батарею

Что делать, если батарея Nissan Leaf вышла из строя или потеряла емкость? Есть два варианта:

  1. Заменить всю батарею.
  2. Заменить неисправный модуль.

Первый вариант, конечно, предпочтительнее, но тут есть множество «но». Во-первых, стоимость новой батареи находится в районе 5 000-6 000 американских долларов – это, по сути, половина, если не больше, от стоимости всего автомобиля с пробегом (а таких в России большинство).

Во-вторых, найти новую батарею в России пока все еще очень проблематично. Ее можно заказать в сервисной службе, можно купить, как указывалось выше, через интернет в магазинах типа «eBay». В первом случае стоимость аккумулятора станет вообще заоблачной, во втором можно купить неизвестно что: от подделки, которая прослужит месяц, до изначально убитого аккумулятора.

Есть еще один вариант – купить аккумулятор БУ, который вполне реально найти на разборках. Стоимость такой батареи будет колебаться от 1 000 до 2 000 американских долларов в зависимости от состояния аккумулятора.

Ну и в любом случае придется платить сервисному центру за замену батареи и перенастройку процессора, который в противном случае просто «не признает» новый аккумулятор.

Можно ли заменить аккумулятор емкостью 24 кВт/ч на 30 кВт/ч и наоборот? Теоретически да – размеры кожухов и крепеж у них полностью совпадают. На практике же установка неродной батареи нередко вызывает конфликт с блоком управления, который можно устранить только перепрошивкой блока управления или его заменой. Более подробно об этом можно узнать в ролике, приведенном ниже.

Замена аккумулятора Nissan Leaf 24 кВт на 30 кВт

Теперь по поводу ремонта путем замены вышедших из строя модулей, которые владельцы электромобилей именуют «консервами». Вариант, конечно, неидеальный, но если виновниками «торжества» являются один-два модуля, то такой ремонт имеет смысл, поскольку стоимость одного модуля б/у составляет порядка 150 американских долларов. Найти его можно на тех же разборках Ниссан Лиф. При этом следует учесть такой момент: тип нового модуля должен в точности соответствовать тем, что установлены в АКБ.

Читайте также:  3 способа как определить реальную емкость повербанка

Единичный модуль батареи Ниссан Лиф

Важно. Новый модуль купить практически невозможно – производитель продает только собранные аккумуляторные батареи.

Но прежде чем решаться на замену модуля, необходимо уяснить: заменить изношенную секцию «консерву» в гаражных условиях не получится. Для установки и подключения элементов питания следует обращаться в специализированные СТО, которые выявят требующий замены модуль и на его место поставят исправный.

Замену модуля батареи Ниссан Лиф проще и безопаснее производить в сервисном центре

Как правильно заряжать Ниссан Лиф

Срок эксплуатации аккумулятора Ниссан Лиф напрямую зависит от правильной зарядки, поэтому рассмотрим основные пункты, которые необходимо соблюдать, «заправляя» свой электромобиль.

  1. Не злоупотребляем режимом быстрой зарядки – пользуемся им только по необходимости.
  2. В процессе зарядки контролируем температуру аккумулятора. Особенно это касается режима быстрой зарядки.
  3. По возможности не становимся на зарядку сразу после длительной или агрессивной езды – даем аккумулятору остыть. Также даем батарее остыть и сразу после зарядки.
  4. Заряжаем батарею на 90% и лишь при необходимости на 100%.
  5. Стараемся не допускать глубокого разряда аккумулятора (ниже 5%).
  6. Разряженный аккумулятор заряжаем как можно скорее.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросБолее подробную информацию по поводу правильной зарядки батареи можно посмотреть в статье «Как правильно заряжать Ниссан Лиф».

Вот мы и выяснили, что собой представляет батарея электромобиля Ниссан Лиф, какими характеристиками обладает и сколько служит.


Оцените статью
Лучший сайт про ремонт, строительство и эксплуатацию бытовой техники