Как появился подстаканник?

В настоящее время встретить подстаканник можно очень редко. В советское время они встречались повсеместно и особенно были традиционны в поездах. Сам из себя он представляет подставку для стакана. История подстаканника очень интересна и увлекательна, ее интересно изучать под ароматный чай с баранками.

История происхождения

Точное время появления подстаканников конкретно неизвестно, так как специалисты разнятся в мнении по данному поводу.

Историки в основном полагают, что подстаканник появился примерно в начале 20 века, что было связано с отказом от фарфора и приходом в бытовой обиход стеклянной посудой. Стекло, как известно, быстро нагревается, но при этом стаканы не имеют удобной ручки, как у чашек. Для того, чтобы не обжигать пальцы, но довольствоваться горячим чаем, был изобретён такое приспособление, как подстаканник. Позднее данный аксессуар стал неотъемлемым предметом обихода в домах чиновников и высокопоставленных лиц.

Существует и другое утверждение. Считается, что появление подстаканника связано с новыми правилами этикета, появившимися в 20х годах 18 столетия. Оно гласило, что женщинам полагается пить чай из фарфора, а мужчинам из стеклянных стаканов. Как уже указывалось выше горячий чай пить из стаканов было неудобно и были придуманы подстаканники.

Однако существует и третье мнение, согласно которому появление подстаканника связано с ввозом в Россию (а тогда еще Русь) чая. Это произошло примерно в 1631 году (по другим данным 1638 году). Вместе с ним и началось производство железной утвари, которую также подглядели у родоначальников чаепития монголов. Главная причина исполнения этого предмета быта именно из металла это то, что пили в те времена чай в основном мужчины, которым часто бывали в отлучках, следовательно и походная посуда должна была быть крепкой и небьющейся. Однако ближе к 19 веку появились и миниатюрные версии подстаканников дамские. Ведь дамы не должны были много есть и пить.

Несмотря на все домыслы достоверно известно, что широкий выпуск подстаканников начался на Тульском оружейном заводе в конце 18 века. Вид они имели “солдатский”: крепкие, латунные, без всяких украшений, но зато с большим сроком действия.

В середине 19 века данным предметом обихода заинтересовались ювелиры, Что само собой разумеющееся ведь это широкая сфера для деятельной фантазии. Выполнять подстаканники стали в разных стилях рококо, барокко, классицизм и т.д. Также варьировались и техники исполнения литье, ручная работа в сборе, украшение различными рисунками, орнаментами и эмалью.

Читайте также:  Теплоизоляция емкостей и резервуаров: обзор самых распространенных способов

Современные подстаканники, которые нам известны из железнодорожных поездов, появились при Сергее Витте, который был директором Департамента железнодорожных дел, а после и министром путей и сообщений (1889-1892). Наиболее крупным производством по изготовлению подстаканников стал завод по изготовлению посуды и предметов обихода, расположенный в городе Кольчугино Владимирской области. Основателем его был Александр Кольчугин (название поселка появилось благодаря ему) и завод был частью металлургической мануфактуры. В настоящее время производство также функционирует и располагается в 7 цехе завода “Кольчугцветмет”.

Декор и внешние особенности

Изначально подстаканники выполняли роль простой подставки под стакан. Они подразумевали простоту и удобство, так как сам стеклянный стакан хрупок, но при этом очень дешевый, а металлическая подставка крепкая и долговечная. Но спустя некоторое время их стали украшать введено художественное исполнение литья и ковки. Связано это с появлением подстаканников на праздничных столах. Рисунки, которые выполнялись на стенках металлической посуды, были самыми разнообразными. Все отражалось там: и литература, и искусство, да и сама эпоха. В более зажиточных домах подстаканники были из мельхиора и серебра. Княжеские палаты видали золотые подставки под чай. В то время наиболее популярным подарком на праздники был именно он подстаканник. Его дарили друзьям, родным и коллегам, а также уважаемым людям. При этом часто на нем выполнялась дарственная гравировка с поздравлением. У простого народа подстаканники встречались, но по назначению использовались редко. Чаще пользовались блюдечком, в котором чай остывал гораздо быстрее. После революции в 1917 году производство подстаканников значительно снизилось, однако пропало классовая принадлежность данного предмета обихода. Им стали пользоваться и простые слои населения: рабочии, колхозники и прочие.

Форма и оформление подстаканников было различное, насколько был широк полет фантазии самого мастера или заказчика, так как для богатых людей часто изготавливались на заказ. Первые варианты подстаканников имели весьма скучный вид: это была простая полоска из меди или латуни с нижней частью и ручкой. Далее в 19 веке начинается преображение посуды. Многие мастера отображают деревенский быт и уклад, выполняя подстаканник в виде избушки, бочонка, колодца, дерева, некоторые украшают различными животными и цветами. Позднее в богатых домах появляются металлические предметы обихода, которые украшены флагом или гербом Российской империи или семейным инициалами и родовым гербовым рисунком. Зачастую на таком простом, на первый взгляд предмете, создавались целые картины. На подстаканниках 19 века можно найти и такие рисунки, которые воспроизводили народное творчество былины, сказки, сказания и т.д. Здесь есть сюжет про трех богатырей, известная сестрица Аленушка с братцем Иванушкой и т.д.

Читайте также:  Комбинированные котлы отопления

Современные производители выполняют подстаканники из различных металлов серебро, мельхиор, латунь, медь. Как защитно-декоративное покрытие используется золото, серебро, никель.

Подстаканник из серебра

Для придания рисунку большей четкости и очерченности применяется тезника чернения. Поверхность подстаканника тщательно шлифуется, благодаря чему приобретает характерный блеск. В настоящее время в основном используется метод чеканки. Это подразумевает изготовление штампа для каждого вида рисунка отдельно.

Для персонализации в некоторых случаях наносится логотип с помощью метода лазерной гравировки. Это делается у наиболее распространенных серийных изделий. Гравировка лазером используется также для оригинального нанесения надписей на готовые изделия, а также для размещения художественного текста на золотое или серебряное покрытие. Также возможно применение фрезеровки и нанесение эмали.

Подстаканник в эпоху СССР

После революции 1917 года многие предметы так называемого “буржуазного” быта были заклеймены позором. В том числе и подстаканник, который попал в неугоду новому правительству, в результате чего производство их временно прекратилось. Однако спустя некоторое время, в эпоху НЭПа возобновилось их изготовление, но небольшими рабочими артелями. Кроме известной технологии производства литья подключаются еще методы выдавливания рисунка и гравировка. Особое веяние в пользу подстаканников произошло в 20х годах 20 века. На это повлиял отказ правящей верхушки от производства фарфора и фаянса в пользу стекла. Обосновано это было тем, что этот материал ближе к рабочему (пролетариатскому) народу. Но скорее было связано с дешевизной стекла. Чтобы большевистское руководство не обжигало пальцы о горячие стаканы нужна была безопасная окантовка. При этом формируется жесткий стиль, так называемая корпоративная установка, по виду и оформлению металлической облицовки высшего начальства, руководителей мелких партийных аппаратов, членов секретариата и т.д. Наряду с графинами, стаканами, кожаными портфелями появляются новые подстаканники.

С 30х годов 20 столетия данный предмет выполняет не только функциональную защиту, но имеет “пропагандистские” наклонности, что соответствует той эпохе, так как подобное встречалось абсолютно во всех сферах.

Подстаканник стал своеобразным “зеркалом” событий, которые происходят в СССР. Происходит серийный выпуск на различные тематики, а также отдельные модели, в которых отражаются важные моменты культурной и политической жизни государства.

Читайте также:  Воздушный тепловой насос для отопления помещений

Подстаканники из СССР

Новый расцвет подстаканников приходится на 40-70е годы. Появляется новый сплав, из которого они изготавливаются медь-никель-цинк (МНЦ) с глубоким серебрением. Также они выполняются из мельхиора, алюминия и нержавейки. Выпускаются целые серии подстаканников,которые посвящены памятникам известных людей, архитектуре, памятным датам, городам (в особенности городам-героям), а также с разнообразными цветами, орнаментами, животными СССР и т.д.

Интересен момент, что именно в это время приходится расцвет на самостоятельное (ручное) изготовление подстаканников. Местами таких произведений становятся оборонные заводы и зоны.

Выпуск подстаканников в СССР был на 15 крупных предприятиях, а также в некоторых цехах военных заводов. При Хрущеве он еще был высокохудожественным предметом обихода, однако к середине 60х годов постепенно исчезает с обеденных столов. Это связано с новыми веяниями моды, которые предпочитали синтетику и пластик. В окружении таких материалов стакан смотрелся странно и нелепо. В результате подстаканник стал скорее раритетом, сувениром или оригинальным подарком. Многие люди коллекционируют такую посуду. Однако долгое время люди более старшего поколения продолжали пить чай именно из таких стаканов с подстаканниками.

В современном мире можно встретить подстаканники в стилизованных кафе и ресторанах. Но они так и остались главной фишкой поездов, где не прижились пластиковые стаканчики и прочие заменители.

Оцените статью
Лучший сайт про ремонт, строительство и эксплуатацию бытовой техники