Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе


Аккумулятор это автономный химический источник питания. Он характеризуется такими параметрами, как ёмкость, тип и напряжение. Состоит из свинцовых пластин (решётки), электролита, сепараторов и корпуса. Напряжение вырабатывается в результате электрохимической реакции – взаимодействия оксида свинца и реагента. Для сохранения батареи в рабочем состоянии на время гарантийного срока рекомендуется периодически следить за её показателями и своевременно обслуживать. Подробнее как это делать читайте в этой статье. Например, батарея с жидким электролитом (WET) визуально осматривается на целостность и чистоту корпуса, у нее проверяется уровень электролита в аккумуляторе автомобиля и его плотность.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе.

Доливка дисциллята в аккумулятор.

Рассмотрим, какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе. 12 вольтовая батарея объединяет шесть двух вольтовых аккумуляторов расположенных в раздельных секциях. Каждая секция работает независимо от других и обладает своими характеристиками. Они объединены в один общий герметичный, неразборный, ударопрочный, полипропиленовый корпус. Он заполнен электролитом с плотностью 1,23÷ 1,27 грамм на сантиметр кубический. Плотность (кислотность) зависит от величины заряда и температуры.

Масса AKБ зависит от величины ёмкости, производителя и складывается из веса следующих элементов:

  • пластикового корпуса;
  • электролитической жидкости;
  • пластин.

Например, сколько должно быть электролита в батарее 6ст 60 Ач, если она весит 16 кг. При типоразмере 242х175х190 мм объём составляет до 8 литров, из них 80% занимают пластины. Остаётся примерно 2,2 л для раствора. 6ст 55 Ач весит 15 кг, из них раствор 2,4 л. У аккумуляторов с ёмкостью 75Ah размеры электродов (геометрические), вместимость и вес больше, а объём электролита вырастет до 4 литров.

Производители рекомендуют поддерживать уровень выше пластин на 12÷15 мм и периодически контролировать его. Следует заметить, что вес, указанный на этикетке, это вес сухой батареи (без электролита). Реальный вес будет больше на 20÷30%.

Нормальная эксплуатация аккумулятора это регулярный контроль концентрации и уровня электролита.

Способы проверки уровня

Количество и насыщенность в каждой секции не должны различаться между собой – это необходимо для стабильной работы и равномерного износа батареи. При разряде из электролита расходуется только кислота и падает плотность, а при заряде она повышается.

У раствора электролита есть два показателя:

  • уровень;
  • плотность.

Раствор элетролита состоит из 35% серной кислоты (H2SO4) плотностью 1,84 г/см³ и 65 % дистиллированной воды (H2O). Подробно о том, как измеряют плотность электролита читайте в этой статье.

Читайте также:  Как заменить аккумулятор в пылесосе Dyson DC62

Ёмкость постоянно уменьшается и зависит от:

  • тока;
  • температуры;
  • площади активной поверхности пластин.

Встроенный индикатор контроля за плотностью и уровнем.
Читайте также

Цвета обозначения индикатора на аккумуляторе: что значит красный, белый, черный или зеленый глазок, почему он может не гореть?

Для эффективной работы батареи раствор должен их полностью покрывать, чтобы во время крена, резкого ускорения и торможения автомобиля они не оголялись. Плюс должно остаться место для выделяемых газов, чтобы не создавалось чрезмерное давление.

На автомобилях используются такие типы аккумуляторов, как:

  • WET;
  • AGM;
  • GEL.

В батареях AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое непосредствено соприкасается с пластинами.

В GEL батареях используется электролит в виде геля. В этих батареях нет необходимости проводить проверку уровня электролита в аккумуляторе, его хватает на весь срок работы.

Продаются батареи и сухозаряженные без электролита. Электролит приобретается отдельно объёмом до 5 литров. Есть комплект из 6 бутылочек соединённых между собой. Их горлышки совпадают с заливными отверстиями. Заливка происходит одновременно во все секции. После заливки их необходимо зарядить и проверить характеристики.

Заливка электролита в сухозаряженный аккумулятор.

Электролитический раствор во время хранения и эксплуатации изменяет объём. Вне зависимости от ёмкости заполнение раствором должно быть на 10÷15 мм выше электродов. Если заполнили ниже указанного уровня, а плотность выше нормы, то добавьте дистиллят.

Чтобы подольше поддерживать характеристики батареи, необходимо периодически и обязательно перед сменой сезона (с летнего на зимний) замерить плотность и объём раствора. Корректировка плотности жидкости в аккумуляторе и контроль её количества это доступная и незатратная процедура.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросСоблюдайте правила и рекомендации по безопасности при обслуживании аккумулятора. Электролит это агрессивная жидкость. Проверять батарею необходимо при выключенном моторе. При попадании или разбрызгивании электролита на кожу ослабить его можно раствором пищевой соды или любой содовой газировкой.

Сначала надо определить причины снижения характеристик батареи и принять меры для их устранения.

Наиболее частые причины:

  • разряженная батарея;
  • неисправность цепи зарядки;
  • испарение при зарядке;
  • электролиз (перезаряд);
  • механические – неплотно завёрнутые пробки;
  • агрессивная езда;
  • сульфатация или осыпание, короткое замыкание в пластинах.

Плотность и высота над пластинами измеряется после полной зарядки. Значение плотности говорит о степени заряженности батареи.

Контроль параметров производится визуально и по встроенным индикаторам батареи:

  • визуальный осмотр раствор должен доставать до пластмассового язычка;
  • по встроенному индикатору-ареометру;
  • по меткам на корпусе MIN и MAX;
  • прозрачной трубочкой, колбой ареометра;
  • щупом из плотной бумаги.
Читайте также:  Как узнать на сколько ватт блок питания в компьютере

Способы контроля уровня.

Чем старше батарея, тем:

  • сильнее разрушаются пластины;
  • быстрее темнеет электролит;
  • уменьшается плотность и ёмкость.

Для молодых батарей, если оголились пластины, доливается только дистиллят. Различия в объёме и плотности (≥0,01 г/см³) в банках говорят о том, что процессы идут неодинаково и они находятся в разных состояниях. Для выравнивания нужно выполнить уравнительный заряд.

Специалисты рекомендуют каждый раз при открытии капота машины осматривать аккумулятор и проверять надёжность клемм.

Порядок действий при осмотре:

  1. Перед проверкой батарея устанавливается на горизонтальную ровную поверхность.
  2. Корпус очищается от грязи.
  3. Откручиваются пробки.
  4. На некоторых аккумуляторных батареях пробки заливных отверстий прикрыты планкой. Её надо аккуратно снять.
  5. Визуально оценивается прозрачность раствора. Хороший электролит прозрачный. Со временем он темнеет. Если он тёмный (коричневый), это означает, что батарея изношена или повреждена. Процесс оживления не имеет смысла.
  6. У батарей с прозрачным корпусом есть две метки – min и max. Нормальный уровень должен находиться между ними.
  7. В некоторых акб есть снизу заливного отверстия юбка полукруглой формы. Поверхность электролита должна соприкасаться с язычком юбки или превышать его до 5 мм.
  8. При проверке уровня можно использовать подручные инструменты. Например, прозрачную трубку, корпус от шариковой ручки или колбу ареометра. Для этого трубка опускается до касания с пластинами, закрывается пальцем верхнее отверстие и затем вынимается. Жидкость в ней покажет высоту раствора над пластинами.

Принцип работы индикатора с одним и двумя шариками.

Встраиваемый в одну из средних ячеек глазок — индикатор, отображает примерное состояние тремя цветами. Он имитирует ареометр. Применяются глазки с одним или двумя шариками. В зависимости от состояния раствора шарики (поплавок) меняют свои положения.

Так индикатор с одним зелёным шариком отображает цвета:

  • зелёный – ёмкость не менее 60 ÷ 80%;
  • чёрный – низкий заряд (необходима подзарядка);
  • светлый – низкий уровень.

С двумя шариками – зелёным и красным:

  • зелёный – ёмкость в пределах нормы;
  • светлый – низкий заряд;
  • красный – пониженный объём.

Надо помнить, что средние секции изнашиваются меньше, чем крайние.

Если индикатор не реагирует на заряд-разряд, значит, поплавок просто залип или создалась газовая пробка. Для устранения дефекта можно попробовать его встряхнуть.

Читайте также:  Какой аккумулятор выбрать для Nissan X-Trail Т31 и как его заменить?

Что делать если уровень слишком низкий

Количество раствора уменьшается в большей степени из-за естественного испарения, гидролиза и в меньшей от процесса сульфатации, при котором на пластинах увеличивается концентрация кристаллов сульфата свинца. Фактически проверяется уровень дистиллированной воды в батарее с жидким электролитом. При снижении объёма уменьшается ёмкость и ток (повышается внутреннее сопротивление).

После каждого добавления дистиллята требуется подзарядить батарею и измерить её плотность. Она должна быть равна 1,25 ÷ 1,27 г/см3. За время зарядки уровень немного повышается, это надо учитывать при доливке дистиллята.

Понижение объёма возможно от неисправности в цепи зарядки автомобиля, и аккумулятор будет находиться в режиме недозаряда или перезаряда. Нормальное напряжение при средних оборотах равно 13.5 ÷ 14.7 вольт. Если уровень ниже только в одной из секций, это предвестник выхода из строя  всего аккумулятора.

Если в одной из ячеек после зарядки плотность не поднялась до необходимой  высоты, можно предположить, что это результат сульфатации или осыпания пластин. Концентрация электролита уменьшается за счёт оседания кристаллов серы на пластинах, значит, понадобится тренировочный цикл заряд-разряд. Простая доливка электролита здесь не поможет.

Небольшое испарение воды это естественный процесс при нормальной зарядке. При заряде повышенном током происходит кипение электролита и электролиз, что вызывает ускоренный износ пластин и быстрое понижение объёма.

Агрессивная езда по бездорожью вызывает резкое колебание раствора и оголение пластин.

Что при этом происходит:

  • потеря количества электролита;
  • разбрызгивание;
  • вытекание через дренажные отверстия;
  • на поверхности создаётся проводящая плёнка.

Как результат, появляется большой саморазряд.

В случае если уровень стал выше, следует тщательно проверить батарею. Например, могли осыпаться пластины. Повышенный объём может привести к раздутию корпуса от скопления газов. Чтобы добавить или убрать лишний раствор (дистиллят) можно использовать:

  • ареометр;
  • резиновую грушу;
  • шприц.

Для герметичной батареи, у которой нет пробок, в случае сомнений в её работоспособности можно проверить покрытие пластин и плотность через проделанные отверстия. Для этого их можно высверлить над секциями сверлом диаметром 3÷5 мм. После проверки и заливки отверстия необходимо плотно закрыть (запаять, заклеить).

При пониженном уровне и повышенной плотности заливайте дистиллят. Она не должна содержать мельчайшие примеси и включения.Если значение стало 1,27-1,29 г/см 3, значит, проблема была в её потере. Когда вы уверены, что раствор вытек, добавьте электролит.


Оцените статью
Лучший сайт про ремонт, строительство и эксплуатацию бытовой техники