Автомобиль с двигателем Renault-Nissan K4M (K7M) комплектуется штатным аккумулятором для Лада Ларгус — ROMBAT EFB 12V 70Ah (Румыния) или Ista 6СТ-65 АзE 7 (Украина), а с двигателем ВАЗ-21129 (11189) объёмом 1,6 л — Rombat TUNDRA 60Ah 580 A или ISTA 6СТ 60 АЗ 540. В этой статье мы расскажем, какой выбрать аккумулятор для замены штатного.
На рис. 1 показано место расположения штатной АКБ в моторном отсеке автомобиля Lada Largus.
Характеристики штатного аккумулятора
К основным характеристикам аккумулятора относятся;
- Ёмкость указывается в Ah. Такую ёмкость будет отдавать батарея до падения напряжения на ней до 7 вольт за определённое время (до 30 сек.).
- Ток холостой прокрутки – в А, от его значения зависит время вращения стартером колен вала двигателя (оптимальное время — 3–5 секунд до запуска двигателя).
- Напряжение — 12,6 В. По величине напряжения определяется степень разряженности батареи для необслуживаемых (герметизированных), в которых нельзя проверить уровень и плотность электролита.
- Глубина разряда (DoD) — в %. Допустимый разряд АКБ.
- Диапазон температур — в °C. Рекомендованный рабочий диапазон температуры.
- Габариты: длина, ширина, высота — в мм. Размеры при выборе ограничены посадочным местом в машине.
- Полярность — говорит о расположении выводов на аккумуляторе. Прямая (L) — положительная (+) клемма расположена слева, а отрицательная (-) справа. Обратная (R) — клемма (+) справа, а (-) слева, если смотреть спереди (со стороны этикетки).
На рис. 2 изображено расположение клемм + и — в зависимости от полярности АКБ.
Характеристики АКБ, установленных на заводе, на переднеприводной LADA Largus с двигателем от РЕНО K7M или K4M — румынской ROMBAT, а с двигателем ВАЗ-11189 или ВАЗ-21129 — украинской ISTA, показаны ниже в таб. № 1. Возможна замена установки батареек от других поставщиков, таких как Mutlu, Аком, Varta, Gigawatt, Tyumen и др. В таб. 1 отображены характеристики батарей, установленных на заводе.
Внешний вид | Наименование | Вес (кг) | Страна-производитель | Ёмкость (Ah) | Ток холодной прокрутки 18 °C (A) | Полярность | Размеры (мм) | Напряжение | Тип |
ROMBAT EFB 12V 70Ah | 20 | Румыния | 70 | 650 | обратная | 278x175x190 | 12,6 | Pb | |
ISTA 6СТ-65 АзЕ 7 | 17,5 | Украина | 65 | 640 | обратная | 242x175x175 | 12,6 | Ca/Ca (SLA) |
Таблица № 1. Характеристики АКБ
Для визуальной информации характеристики АКБ отображаются на корпусе батареи. Единого стандарта маркировки пока нет. Используются 5 стандартов, в зависимости от страны-производителя:
- DIN (Deutsches Institut fur Normung)— немецкий стандарт.
- IEC (МЭК) — стандарт (Международная электротехническая комиссия).
- SAE — стандарт (Society of Automotive Engineers International).
- ETN (European Type Number) — европейский стандарт.
- JIS D 5301 — азиатский стандарт.
- ГОСТ 53165-2008 — межгосударственные стандарты (Россия и страны СНГ).
Поэтому у разных производителей и различная маркировка. Согласно ГОСТу характеристики соответствуют другому виду. Например, у украинской АКБ ISTA 6СТ-70 АзЕ 7 характеристики расшифровываются так:
- 6 — количество ячеек (банок);
- СТ — стартерная батарея;
- 70 — значение ёмкости;
- АзЕ — А, это аккумулятор с общей крышкой, З — залита и заряжена, Е — корпус из эбонита, может быть и Т — корпус из термопластичного материала, М — в батарее использован мипласт, П — полиэтиленовые сепараторы, то есть необлуживаемая;
- 7 серия разработана для городского режима движения.
У Румынской ROMBAT EFB 12V 70Ah сокращение EFB (Enhanced Flooded Battery) обозначает — это улучшенная свинцовая АКБ с жидким электролитом, пластины изготовлены из массивных свинцовых пластинок, каждая пластинка завёрнута в спецпакет из микроволокна. Технология влажного электрода обеспечивает низкий саморазряд и минимальный расход воды.
Маркировка по DIN выглядит, как — 555 19 (5 цифр). Первая цифра — диапазон ёмкости. 5 — от 1 до 99 Ah. Вторая пара — значение ёмкости в диапазоне, то есть 55 Ah. Третья пара — конструкция. Маркировка по ETN — 555 065 043 (9 цифр). Первые две группы такие же, как и в DIN. Третья, из трёх цифр пусковой ток — цифры умножить на 10. Например, 043 * 10 = 430 А. Пусковой ток при запуске стартера напрямую зависит от величины нагрузки на валу — от объёма и типа двигателя (бензиновый или дизельный), компрессии, температуры. При увеличении нагрузки увеличивается и ток.
Например, на рис. 3 показана расшифровка маркировки АКБ логотипа VARTA и BOSCH.
Маркировка даты тоже не однотипная. У производителей АКБ ISTA два варианта; с цифрами 6 и 10. Например, 12 19 07 — на заводе номер 1, второй бригадой, в 2019 году, 7 недели. При 10-разрядном коде. Например, 1935 ХХХХХХ — номер завода 1, 19 год, 35 неделя. Остальные разряды — это номер батареи. Расшифровка даты АКБ ROMBAT аналогична производству аккумулятора Мутлу. Маркируется шестиразрядным кодом. Например, код — 190810. Первая цифра — это номер производства. Вторая — год выпуска — 9 (2019). Третья и четвёртая — 08 месяц (август). Последние две — 10 день. Дата выбивается (выжигается) на крышке (корпусе) аккумулятора.
В аккумуляторах применяется встроенный аэрометр (гидрометр). Работает по принципу поплавкового индикатора. Он похож на глазок, сигнализирующий о состоянии батареи, по анализу одной ячейки. Плотность электролита исправного и полностью заряженного аккумулятора должна составлять 1,28 г/см³ зимой и 1,24 г/см³ летом. Цвет глазка показывает состояние батареи. На рис. 4 показаны три состояния индикатора АКБ.
Рис. 4. Конструкция и показания встроенного индикатора заряженности
Как понять, что нужна замена
Аккумулятор имеет свой ресурс работы, в лучшем случае — три, пять лет. Надёжность его зависит как от производителя, так от правильной эксплуатации. Во время работы АКБ теряет свою ёмкость, из–за периодических кратковременных больших токов. Для обеспечения длительной работы необходимо выполнять следующие рекомендации:
- Длительное хранение допускается только в заряженном состоянии.
- При покупке учитывать дату выпуска.
- Следить за показаниями встроенного индикатора в АКБ (выполнять рекомендации согласно его цвету).
- Учитывать режимы движения — шоссе, город или короткие поездки (требуется дополнительная зарядка).
- Не допускать глубокий разряд из-за частого запуска двигателя дольше 5 сек., долгого простоя, при малых оборотах двигателя и не выключенной лишней нагрузки.
- Следить за исправностью стартера, генератора (горит сигнальная лампочка — нет зарядки) и регулятора напряжения (таблетки).
- Поддерживать хорошее соединение со стартером, возможно окисление контактов.
- Своевременно устранять неисправности в системе двигателя.
- Если аккумулятор не принимает ток заряда 1/10 от ёмкости, не отдаёт ток, соответствующий его мощности, и не сохраняет долго заряд — это говорит о его неисправности и замене.
- Признаки необходимости для замены АКБ.
- Двигатель долго не заводится (замедленное вращение).
- Состояние аккумулятора — мутный электролит, не принимает зарядку, осыпаны электроды, низкая плотность электролита.
- Механические повреждения.
- Менять при достижении аккумулятором максимального срока службы.
Читайте также
Новый аккумулятор — как правильно начать эксплуатацию и нужно ли его заряжатьСколько лет прослужил ваш родной аккумуляторГод3.84%Два5.44%Три9.11%Четыре9.43%Пять и более72.14%Проголосовало: 9838
Выбираем лучший из отечественных и зарубежных производителей
Выбираем такой же аккумулятор (по характеристикам), какой стоял на Ларгусе с завода, с максимальной для вашего кошелька мощностью. В этом вам может помочь и подбор аккумулятора по онлайн.
При выборе нового аккумулятора для Лада Ларгус необходимо придерживаться заводских характеристик АКБ, таких как;
- размер — 278х175х190 мм;
- полярность — обратная;
- ёмкость — 60–70 А·ч;
- выбираем бренд (см. рейтинг ниже по таб. 1);
- дата выпуска не больше года;
- метод крепления.
С выбором размера, полярности и метода крепления проблем нет, а вот с брендом и ценой надо определяться. Например, для Lada Largus подойдут и АКБ отечественных производителей (Tyumen Battery, Аком, РУСБАТ, ЗВЕРЬ) как более приспособленные к местным условиям. Например, бюджетный аккумулятор Аком + EFB 62:
- тип аккумулятора — кальциевый;
- напряжение — 12 В;
- пусковой ток — 600 А;
- ёмкость — 62 А·ч;
- размеры: 242х175х190.
У западных производителей температурный режим мягче (выше). В основном выбирают АКБ из малообслуживаемых или необслуживаемых. Цена зависит от ёмкости и технологии батареи (Ca/Ca, EFB, VRLA, GEL, AGM). Журнал «За рулём» также рекомендует бренды: Mutlu, TAB, Bosch, Tudor, Bars, VARTA. Выбор большой. В таблице 2 показаны характеристики АКБ по рейтингу лучших брендов.
Внешний вид | Название | Вес (кг) | Страна-изготовитель | Ёмкость (Ah) | Пусковой ток | Полярность | Габариты | Напряжение (В) | Технология | Где купить |
Tyumen Battery Premium 6СТ-64 | 16 | Россия | 60 | 510 | обратная | 242X175X175 | 12 | DSP | Я.Маркет | |
Зверь 6СТ-60 L3У | 16,4 | Россия | 60 | 650 | обратная | 242x175x190 | 12 | Ca+, CMF, SiO2 |
Я.Маркет | |
Bosch S4 005 | 15 | Германия | 60 | 540 | обратная | 242х175х190 | 12 | AGM | AliexpressЯ.Маркет | |
Topla Energy 60 | 14.5 | Словения | 60 | 600 | обратная | 242х175х190 | 12 | ЕМТ | Я.Маркет | |
VARTA D52 Silver Dynamic AGM | 17.5 | Чехия | 60 | 680 | обратная | 242х175х190 | 12 | AGM | AliexpressЯ.Маркет |
Таб. 2. Характеристики АКБ по рейтингу производителей
Обратите внимание, какой аккумулятор заряженный или сухозаряженный, малообслуживаемый или необслуживаемый. Лучше приобрести заряженный и необслуживаемый, будет меньше проблем при подготовке к эксплуатации. Не забывайте оформить гарантию.
В результате удачного выбора под капотом машины будет аккумуляторная батарея, которая не боится глубоких разрядов, спокойно выдаёт большие токи, хорошо принимает заряд в холодное время года. Важно помнить, что химические процессы при низких температурах замедляются, поэтому уменьшается и сила тока.
Как заменить аккумуляторную батарею
На рис. 5 показано расположение батарей в моторном отсеке с пометками: 1 — гайка зажимного болта плюсовой клеммы, 2 — гайка зажимного болта минусовой клеммы, 3 — АКБ, 4 — планка крепления батареи, 5 — болт крепления планки.
Рис. 5. Крепёжные места на АКБ
Перед заменой старой АКБ необходимо выбрать ровную площадку на расстоянии от машин, вдали от открытого огня (искр) и не курить, так как АКБ постоянно выделяет горючие газы (H2, O2), поставить на ручник, прогреть двигатель.
Техника безопасности — используйте резиновые перчатки, защитные очки для защиты от ожога электролитом. Снимите металлические украшения с рук (кольца, браслеты и т. д.). Не кладите на батарею металлические предметы, во избежание КЗ. Не переворачивайте и не наклоняйте аккумулятор. При замене АКБ настройки всех электронных систем автомобиля будут сброшены (не потеряйте важные данные).
Процедура снятия батареи — ключом на 10 расслабить гайку зажима минусовой клеммы (2), снять клемму и отвести в сторону. Также отсоединить плюсовой провод (1). Отвернуть болт крепления (5) планки батареи (4) с помощью головки на 13 с насадкой и снять планку.
Вынимать медленно и аккуратно (вес до 20 кг). Удалить грязь на площадке. Если необходимо, восстановить лакокрасочное покрытие. Почистить контакты клемм шлифовальной шкуркой (зернистостью не больше Р220) или надфилем. Как чистящее средство использовать соду и высушить контакты. Сильно заржавевшие клеммы заменить.
Установить новый аккумулятор на место, соблюдая полярность. Положить планку крепления (4) и закрутить болт (5). Надеть плюсовую клемму и зажать. Затем наденьте минусовой провод и затяните гайку. Для предотвращения окисления контактов смажьте клеммы техническим вазелином (ВТВ-1), литиумной смазкой или циатимом 201 (тонким слоем). Затем заведите двигатель автомобиля. Убедитесь, что все электроприборы работают нормально.